25 января 2023
У Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии свой отсчет нового года. В январе 2011-го здесь была выполнена первая кардиохирургическая операция. С тех пор счет спасенным жизням давно исчисляется десятками тысяч, а врачи продолжают осваивать самые современные. С главным врачом кардиоцентра, профессором Олегом Лукиным мы говорим об итогах года ушедшего и планах на будущий, выборе профессии врача и успехе на этом пути.
- Олег Павлович, каким стал для кардиоцентра 2022 год?
- Мы успешно его завершили, выполнив объемы государственного задания, утвержденного Минздравом России по всем разделам высокотехнологичной медицинской помощи. К двум уже существовавшим разделам добавился новый, третий - по эксклюзивным операциям на аорте. Нашему центру, как одному из лучших в России, было доверено его выполнение в числе первых среди 15-ти медучреждений. Все 20 квот были успешно освоены, а пациенты - благополучно пролечены и выписаны в удовлетворительном состоянии. Если говорить языком цифр, то их порядок остается из года в год стабильным: всего было выполнено 6 888 операций, из которых 430 - у детей. Несмотря на все те сложности , связанные с логистическими трудностями в поставках расходных материалов, которые сопровождали нашу работу в 2022 году, мы справились со всеми задачами полностью и отчитались о выполнении перед Минздравом РФ и перед федеральным фондом ОМС.
- Чем отличался ушедший год от предыдущих?
С самого начала года мы столкнулись с тем, что появился поток пациентов, нуждающихся в кардиохирургической помощи и находящихся в более тяжелом состоянии, чем прежде. Сказалось несколько очевидных факторов. Сама перенесенная новая ковидная инфекция очень тяжело влияла на здоровье людей. Кроме того, все основные врачебные силы были брошены на борьбу с этой новой и массовой инфекцией, и ведение пациентов с хроническими патологиями, в том числе сердечно-сосудистыми, ушло из поля зрения врачей первичного звена на второй план. И третье – сами пациенты по разным причинам обращали внимание на свое состояние с запозданием, тем самым его усугубляя. Как только напряжение спало, и вся российская система здравоохранения заработала в штатном режиме, к нам хлынул поток таких пациентов. И зачастую приходилось решать вопрос о госпитализации экстренно, чтобы использовать буквально последний шанс и спасать пациента всеми силами, какими возможно. Надеемся, что все «задолженности» по состоянию здоровья населения теперь ликвидированы, и дальше мы перейдем все-таки на более спокойный и благоприятный режим плановой помощи.
Год запомнился и тем, что несмотря на возникавшие проблемы с логистикой и неравномерным поступлением в Центр расходных материалов для проведения наших операций по некоторым направлениям, как следствие - непредсказуемой нагрузкой на операционные, на персонал, на медицинских работников, когда очень часто приходилось работать, скажем так, сверхурочно, мы справились с поставленными задачами. Как только появлялись расходники и возможность ликвидировать «задолженности» по отложенным или перенесенным операциям, сотрудники откликались и относились с пониманием к ситуации, работали за счет своего свободного времени. Это говорит о надежности и работоспособности нашего коллектива, о глубоком понимании, для чего мы здесь и зачем, что наша главная задача – помогать людям, несмотря на временные сложности. И я горжусь этим!
- Есть ли у вас обнадеживающие новости по импортозамещению?
- Да, и это тоже один из приятных итогов года. Прямого запрета на поставки изделий медицинского назначения не существует, тем не менее, созданы существенные проблемы, безусловно нарушающие отлаженную и бесперебойную систему оказания ВМП. В нынешней ситуации стало очевидным, что лучше иметь всё свое такого же, а, может быть, даже лучшего качества. Это заставило отечественных производителей активнее выходить на рынок со своей продукцией и занимать в нем освободившиеся места. Конечно, полностью заместить весь импорт не удастся в мире никому, но постараться стоит. И такие разработки в прошлом году были представлены, с нашей точки зрения, достойного, проверенного и удовлетворяющего нас качества, что позволит уже в ближайшее время по некоторым направлениям работы отказываться от импортных аналогов и переходить на свое, российское. Надеемся, что в этом году такая работа будет продолжена и список будет расширятся. Какие-то самые новые, только-только созданные разработки, наверно, останутся эксклюзивными, но в дальнейшем это направление работы по локализации производства медицинских изделий в России должно происходить.
- Какие планы на этот год?
- Мы успешно начали его, и с первого же дня набрали крейсерскую скорость. Без проблем входим в выполнение запланированных объемов операций и имеем весь спектр расходных материалов с запасом. Это позволит избежать ненужного ожидания и волнения у пациентов, выполнять операции в назначенные сроки.
- Ожидаются ли поставки нового оборудования, появления новых технологий?
- На сегодняшний день наш Центр полностью обеспечен всем необходимым, так называемым «тяжелым» оборудованием, и больших покупок не планируется. Будут проводится плановые замены отработавшего свой ресурс оборудования, как это происходит ежегодно. Надеемся, что если будут появляться какие-то новые виды ВМП дополнительно, то мы готовы подключатся к их выполнению тоже.
- ФЦССХ существует уже 12 лет, изменились ли за это время задачи, которые ставились перед ним?
Конечно, разное время диктует разные подходы и задачи. На первом этапе нужно было выйти на плановую мощность и в максимально возможные короткие сроки ликвидировать те длинные листы ожидания для пациентов, которые скопились на тот период. И перед нами ставилась задача – максимально быстро выполнить операции всем, кто в них тогда нуждался и долго ждал. Сейчас на самые типовые, чаще всего выполняемые операции выполняются в пределах одного-двух месяцев с того момента, как пациенту опредляются показания к операции. И это благоприятно сказывается на микроклимате в обществе, на самочувствии и пациента, и его близких, потому что жить с пониманием, что операция нужна, но она откладывается, ждать ее проведения постоянно психологически сложно. Серьезная операция – это стресс в любом случае для всей семьи. Конечно, пока есть некоторые эксклюзивные технологии, на которые до сих пор лист ожидания остается долгим, но это единичные случаи.
С этой основной задачей оказания плановой помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях мы успешно справляемся, закрываем всю потребность. И, помимо этого, оказываем и экстренную хирургическую помощь, чего поначалу не подразумевалось. Теперь есть ситауции, когда в круглосуточном режиме мы принимаем по скорой помощи пациентов – с экстренной аритмологической проблемой, при разрыве аорты, когда, чтобы спасти человека, нужно в считанные часы выполнить серьезную тяжелую операцию, технологиями проведения которых в полной мере владеют наши специалисты. Это небольшой процент – порядка 200-300 операций в год.
- По каким критериям подбираете команду?
Наш коллектив стабилен, средний возраст врачебного персонала не превышает и сорока лет. Это значит, что в целом он достаточно молод и уже опытен одновременно. Текучки у нас нет, разве что наши ученики хотят развиваться, строить карьеру и поэтому покидают альма матер. Например, главный сердечно-сосудистый хирург Крыма – наш ученик, и я горжусь этим. Тогда им на смену приходят новые ученики. Мне важно, чтобы человек был профессионалом, безусловно, имел обязательно знаковые человеческие качества. Мы обязаны уметь общаться с людьми, находить контакт, уметь договариваться не только с пациентами, но и с коллегами. Очень многие операции – тяжелые, длительные, ответственность и психологическая нагрузка очень велики. Поэтому качество общения с коллегами имеет очень большое значение, и мы обращали на это внимание еще на стадии формирования коллектива.
- Олег Павлович, в январе вы отмечаете свой день рождения, уже 60-й, большую часть жизни посвятив медицине. Поделитесь, как случилось, что вы решили стать врачом?
- Это был тяжелый этап в моей жизни. Мне было 16 лет, я учился в девятом классе, и только задумывался о будущей профессии, кем мне быть. Но тут случилась неожиданное – мой отец, еще молодой здоровый мужчина, ему было всего 42 года, который никогда не жаловался на самочувствие, погиб на моих глазах в течение буквально нескольких часов. Это было серьезное испытание для меня, стресс. До этого я не задумывался о здоровье, был успешным, результативным спортсменом, никогда не болел, с врачами близко не общался, не ходил в больницы. Никаких родственников в медицине, как это часто бывает в нашей профессии, у меня не было. Вот тогда я задумался о значимости медицины, о возможности оказывать помощь, спасать жизни и так далее. Сделал свой выбор и до сих пор считаю его самым важным.
- Кто был вашими наставниками в профессии? Как они повлияли на вас?
- Надо рассказать целую историю. Первый раз я попал в отделение сосудистой хирургии в областной больнице, благодаря своему однокласснику и товарищу, который мечтал стать врачом. На каникулах он на добровольных началах там помогал, санитарил и буквально затащил меня с собой. С разрешения, конечно, привел в операционную, где я пообщался с мэтрами сосудистой хирургии на Южном Урале – профессором Фокиным, заведующим сосудистой хирургией Вербовецким, Ириной Александровной Ореховой, удивительной женщиной и хирургом. Эти люди были не просто профессионалами, а личностями, произвели на меня неизгладимое впечатление. Я даже не мечтал о том, чтобы к ним попасть по окончании ординатуры! Мой учитель по сердечной хирургии Виктор Иванович Гладышев заведовал тогда отделением, сыграл решающую роль и взял меня в отделение несмотря на то, что свободных ставок тогда не было. При поддержке профессора, заведующего кафедрой госпитальной хирургии Юрия Ивановича Малышева, одного из основоположников кардиохирургии на Южном Урале, они вышли на главного врача больницы Гроссмана Григория Исаковича и как-то выбили ставку. И я попал туда, и был счастлив! И случилось это все … накануне моей свадьбы. В июле я закончил учебу в ординатуре, август – отпуск, в сентябре должен начать работать, но места работы у меня еще нет. А 6 августа должна была случится свадьба. И вопрос трудоустройства решался накануне – мы с Виктором Ивановичем писали какие-то бумаги, что-то подписывали, согласовывали допоздна. И в день свадьбы я уже знал, что буду сотрудником отделения кардиохирургии.
Виктор Иванович работает у нас до сих пор, и к его мнению прислушиваемся, его веское слово имеет значение для молодого поколения, многому он может научить. Он пронес весь путь становления кардиохирургии на своих плечах, на своих нервах, решал проблемы, совершал ошибки, приобретал бесценный опыт. Мы многим ему обязаны, и половина сотрудников нашего центра – его ученики. Дай бог ему еще долгих лет жизни и здоровья.
- Помните свою первую операцию?
- Конечно! Я провел ее под контролем старших товарищей, еще учась на пятом курсе, в больнице на ЧМЗ. Я работал там сначала санитаром, потом медбратом, и понял, что хочу стать именно хирургом.
- Как будете отмечать праздник?
- В кругу семьи, своих близких. Наверно, подведу какие-то итоги, но планов у меня гораздо больше!
Фото Людмилы Ковалевой.