18 сентября 2024
Еще пятеро южноуральцев стали обладателями оптимайзеров. Специальные устройства для модуляции сердечных сокращений им установлены в Федеральном центре сердечно-сосудистой хирургии. Это уже второе поколение девайсов, которые позволяют увеличить сократительную способность сердца, тем самым продлевают пациентам жизнь и повышают ее качество.
Хроническая сердечная недостаточность во всем мире занимает лидирующее место среди причин инвалидизации и смертности населения. В арсенале кардиологов и кардиохирургов появляются новые возможности лечения с помощью импланитируемых высокотехнологичных устройств. Они снимают болезненные симптомы, улучшают качество и увеличивают продолжительность жизни пациента. Модулятор сердечной сократимости, или оптимайзер, нормализует обмен ионов в клетках кардиомиоцитов. Когда сердце самостоятельно с этой задачей не справляется, то это приводит к развитию хронической сердечной недостаточности. Она может поражать пациентов вне зависимости от возраста и образа жизни. Причины возникновения обуславливаются, например, хронической ишемической болезнью сердца (ИБС), перенесенными вирусными или бактериальными заболеваниями, в том числе и COVID-19, употреблением алкоголя, курением или другими вредными факторами воздействия на организм. Риск фатального исхода в течение пяти лет после установления диагноза у таких больных очень высок.
Оптимайзер так же, как и кардиостимулятор, наносит электрические импульсы, но не вызывает сокращение сердца, а способствует увеличению самой сократимости сердечной мышцы, позволяет ей активнее прокачивать кровь по сосудам, снабжать все клетки необходимыми веществами и кислородом. Чтобы установить электрод в сердце, хирургу нужно проделать ювелирную работу – попасть туда, куда надо, и не задеть то, что не надо.
«Оптимайзер Smart mini, имплантированный нашим пациентам, представляет собой уже второе, современное поколение девайсов, - говорит врач-кардиолог отделения сложных нарушений ритма и электрокардиостимуляции (КХО №3) ФЦССХ МЗ РФ (Челябинск) Татьяна Стадник. – Благодаря его действию, у пациента восстанавливается механическая функция миоцитов, повышается фракция выброса левого желудочка, снижается функциональный класс хронической сердечной недостаточности, улучшается качество жизни, повышается устойчивость к физическим нагрузкам, выносливость. Имплантация оптимайзера позволяет исключить трансплантацию донорского сердца». После операции пациента выписывают уже на третий день, а затем за ним ведется динамический контроль по определённому графику, во время которого проводится тестирование и коррекция терапии. Все пациенты через 3-6 месяцев отмечают улучшение своего состояния. Это подтверждают и инструментальные методы исследования.
Операция происходит под рентгенконтролем малоинвазивно: выполняется доступ в правой подключичной области размером 5-6 см и через подключичную вену два электрода заводятся непосредственно в сердце. Сам аппарат устанавливается в плече под кожей. Во время вмешательства пациент находится в сознании, всё происходит под местной анестезией, никаких болезненных ощущений человек не испытывает. В процессе установки если появляются какие-то жалобы, то они сразу купируются. Сложность операции заключается в том, что кардиохирургам приходится несколько раз менять позицию электрода, чтобы найти наилучшую и исключить болезненность.
«Смысл действия аппарата в том, что подается достаточно высокая энергия в сам электрод, поэтому и могут быть какие-то неприятные ощущения, и наша задача состоит в том, чтобы найти оптимальную область, где аппарат будет абсолютно всю работу сердца и соответственно нанося свои стимулы, ее нормализовать, - поясняет Василий Брюхов, сердечно-сосудистый хирург КХО № 3. – Целевая область установки электродов – межжелудочковая перегородка, но в процессе жизни структура перегородки меняется, нормальная живая ткань после перенесенных заболеваний превращается в фиброзную, или рубцовую, которая никак не реагирует на импульсы и не видит всю работу сердца.
Электроды устанавливаются обязательно в связке – сначала надо найти место для одного, а потом в допустимой области одного сантиметра – для другого. Для этого нужна наиболее живая и функциональная ткань. Аппарат наносит высокую энергию в тот момент, когда сердце отдыхает и набирается сил – в рефрактерный период, когда происходит нормализация ионных каналов, т.о. он действует на клеточном и внутри клеточном уровне».
Свой оптимайзер челябинец Сергей Горбунов получил вчера. До этого счастливого момента было долгая дорога. «Год назад встал на учет, - вспоминает. - Лечили не сердце. Начиналось все вроде как с простуд, но температуры не было. В легких появлялась жидкость, как будто пневмония, ее откачивали, она снова появлялась. Так было три раза. В больницах лежал. Потом встал на учет к кардиологу, и оказалось, что болит сердце. Голова начинает думать, а чего это тебе не живется. Хорошо, что у нас в области есть такой Центр, в который можно обратиться. Работал механиком производства, всю жизнь с машинами. За день мотаешься, прыгаешь с машины на машину, нагрузки высокие, а тут тебе вдруг сил не хватает. До 46 лет я вообще не признавал, что со мной что-то не так. Купался в проруби, прыгал-бегал с внуками, не курю, почти не пью». Сегодня Сергей Александрович уже потихоньку и самостоятельно ходит по коридорам отделения и готовится на выписку. «Самое главное – это настрой, - уверен пациент. - Одно дело, когда у тебя есть вчера и сегодня, и другое, когда у тебя появляется завтра, совсем другое отношение. Есть у меня план – воспитывать внуков, как следует, пожить подольше, а больше мне торопиться некуда».
Марина Иванова (п. Увильды, 52 года) каждый день после работы брала скандинавские палки и нахаживала 4-5 км. На привычном маршруте у нее есть небольшая гора, и в какой-то момент при подъеме на нее женщина стала задыхаться. Дома подняться на третий этаж или принимать пищу тоже стало проблемой – появилась отдышка. Вишенкой на торте стал сильный кашель по ночам, приходилось спать сидя, началась бессонница. «Пила кучу таблеток от сердечной недостаточности, наблюдалась. Жизнь моя была ограничена – одну меня уже никуда не отпускали, за руль не разрешали садиться, - признается Марина. - Готовилась к имплантации год, и вот поставили на прошлой неделе. Очень верю врачам, доверяю им. Вчера походила с палками – никакой отдышки. У меня – внучке пять лет, даже лошадкой у нее уже побывала. Раньше работала поваром в ресторане, теперь стала администратором – но работать буду. Зарядное устройство освоим, будем заряжаться. Сестра говорит: «Ты теперь у нас – электроник!».
Кардиохирурги со своей задачей справились на отлично. Теперь очередь постараться – за пациентами. Им придется регулярно выполнять два условия – принимать базовую медикаментозную терапию и, действительно, подзаряжать свой оптимайзер один раз в неделю.
«Мы отслеживаем результаты эффективности этого прибора и проведенной процедуры, уточняем для нее показания и противопоказания, ведем наблюдение и отбор пациентов, и будем наращивать объемы этой помощи, — отмечает главный врач ФЦССХ Олег Лукин. — Проблема лечения людей с хронической сердечной недостаточностью актуальна во всем мире, и увеличение продолжительности жизни приводит к тому, что таких людей становиться с каждым годом больше. Соответственно и медицина должна находить всё новые способы справляться с этой проблемой».
Сам прибор стоит порядка 2 миллионов рублей, а пациент получает его абсолютно бесплатно. Всего счастливыми обладателями таких приборов в федеральном кардиоцентре стали 27 южноуральцев.