10 января 2024
В высокотехнологичной кардиохирургии ультразвук занимает особое место. Без него проведение очень многих операций на сердце было бы невозможным. Отчасти он даже теснит КТ и МРТ по степени маневренности самих аппаратов, точности проводимого исследования и уровню безопасности.
Ультразвуковая диагностика – уникальный и один из основных инструментов, с помощью которого врачи проводят обследования того, что недоступно разглядеть глазом и оценить состояние: сердца, внутренних органов брюшной полости, щитовидной железы, репродуктивных органов, изучают внутриутробное развитие плода и многое другое. По сравнению с другими методами – рентген, КТ или МРТ - УЗИ имеет существенный ряд преимуществ. Эти исследования безопасны для пациента и врача, обладают высокой информативностью и достоверностью получаемых в достаточно короткий срок данных, при этом они доступны, а используемое оборудование мобильно и не столь дорого. Кроме того, в каждой отрасли медицины для УЗИ находится свое собственное место. В кардиохирургии список задач для него только расширяется с каждым годом. С помощью высокоточных аппаратов экспертного класса в руках опытных специалистов метод помогает планировать операцию на сердце, контролировать ее ход и оценивать результат.
«Все наши пациенты в обязательном порядке проходят необходимое обследование сердечно-сосудистой системы, - подчеркивает заведующая отделением функциональной диагностики ФЦССХ МЗ РФ (Челябинск), врач высшей квалификационной категории Светлана Табашникова, - Функциональная диагностика в нашем учреждении включает в себя, в первую очередь, две основные методики - это электрокардиография (ЭКГ) и эхокардиография (ЭХОКГ), или ультразвуковое исследование сердца. Чтобы быть специалистом в этой области, нужно обладать очень широкими знаниями не только общемедицинскими, но и узкоспециализированными: знать строение и функцию сердца и сосудов, разбираться в кардиологии в целом, в гемодинамике врожденных и приобретённых пороков сердца».
Говоря образным языком, УЗИ сердца – это «глаза» хирурга. Эхокардиография помогает досконально изучить, с чем придется иметь дело на операционном столе, а затем контролировать процесс хирургического вмешательства на всех этапах. «В кардиохирургии, например, мы должны владеть некоторыми особыми методиками, такими, как расчет аневризмы у пациента после инфаркта миокарда, расчет митральной недостаточности, - отмечает Светлана Владимировна. – Для проведения транскатетерной имплантации аортального клапана (TAVI) также выполняются специализированные измерения при ЭХОКГ. Полученные данные вместе с данными КТ и рентгенографии необходимы производителю, чтобы по индивидуальным меркам подобрать протез и доставляющее устройство под конкретного пациента».
Многие операции на сердце на сегодняшний день являются настолько технически сложными и дорогостоящими, что цена ошибки может быть слишком большой, чего допустить никак нельзя. Поэтому хирург досконально должен знать все особенности патологии сердца у пациента до начала вмешательства, исходя из них четко выстроить план операции. Кроме того, в современной высокотехнологичной медицине у него есть возможность перед завершением операции удостовериться прямо на операционном столе, что всё, что необходимо для пациента им выполнено и выполнено успешно. Предварительно на этапе диагностики у пациента, чтобы оценить состояние пищевода, выполняется фиброгастродуоденоскопия (ФГДС). При операциях по протезированию или пластике клапанов, хирургическом лечении гипертрофических кардиомиопатий, врожденных пороков сердца у детей и взрослых и др., перед началом операции в пищевод вводится чреспищеводный датчик, подключаемый к ультразвуковому аппарату. В этом случае такие анатомические препятствия как грудная клетка, мышечная система, молочные железы уже не мешают, и тогда можно точнее, во всех деталях, разглядеть стенки сердца, створки клапанов, хордальный аппарат и многое другое. Это важно для кардиохирурга как до операции, так и перед ее завершением. Все кардиохирурги Центра, как правило, не ограничиваются словами врача функциональной диагностики, а стараются самостоятельно смотреть ультразвуковое изображение на экране аппарата в операционной при проведении исследования, чтобы контролировать весь процесс от начала и до конца.
«Интраоперационная чреспищеводная кардиография (ЧП ЭХОКГ) в настоящее время входит в профессиональный стандарт качества всех высокотехнологичных центров, занимающихся кардиохирургией, к которым относится и наш Центр, - подчеркивает главный врач ФЦССХ МЗ РФ (Челябинск) Олег Лукин. - Операция не закончится до тех пор, пока при контрольной эхокардиографии функционалист не подтвердит, что всё сделано правильно, всё устраивает. Заглянуть внутрь сердца, посмотреть, что сделано и как, снова запустить его в работу и проверить, что происходит теперь, позволяет только эхокардиография. Глазом и снаружи это невозможно оценить, только с помощью высокоточной техники».
Кроме открытых операций многие эндоваскулярные вмешательства также осуществляются под эхокардиографическим контролем. Это установка окклюдеров при вторичных дефектах межпредсердной перегородки, дефектах межжелудочковой перегородки, установке окклюдеров в парапротезные фистулы. Обязателен ЧПЭХОКГ-контроль при транскатетерной имплантации аортального протеза и окклюдеров ушка левого предсердия.
«Эхокардиография как метод постоянно совершенствуется, а требования к нему только возрастают. Благодаря большому потоку пациентов и квалификации наших специалистов, достойному оборудованию уровень проводимой диагностики достаточно высок на протяжении всего времени нашей работы, - уверен главный врач. - Они владеют навыками в совершенстве, к тому же, знают все особенности и требования, которые важны для хирургов при выполнении того или иного вида операции, готовы и стараются найти ответы на все их вопросы».
О том, что во время операции внутри находился такой «чревовещатель», который следит за всем процессом изнутри, пациент может и не знать. Ну, разве что подозрительно будет саднить горло немного, но это спишут на искусственную вентиляцию легких. А специалисты будут уверены, что всё прошло отлично, ведь они «видели» это «своими глазами» изнутри.