+7 351 734-27-71
+7 351 255-93-10
454103, Челябинск,
пр. Героя России Родионова Е.Н., д. 2
+7 351 734-27-71
+7 351 255-93-10

ВК
Министерства здравохранения
Российской Федерации (г. Челябинск)
задать вопрос
задать вопрос
Главная - Пресс-центр - Новости - Операции на аорте в «окошечко» и «под заморозку»

Операции на аорте в «окошечко» и «под заморозку»

 Операции на аорте в «окошечко» и «под заморозку»

25 ноября 2022

Сердечно-сосудистые хирурги федерального кардиоцентра выполнили протезирование восходящего отдела аорты при ее расслоении двум южноуральским женщинам. Одно была выполнено через мини-доступ, а другое вмешательство, более технологически сложное и трудоемкое, длилось порядка 10 часов. Во время его проведения специалистам пришлось сначала остудить тело до 28 градусов, а затем снова согреть и буквально вернуть к жизни.

Евгении Кудрявцевой, жительнице Магнитогорска (27 лет) была выполнена комбинированная операция по замене аортальная клапана и протезирования аорты через мини-доступ. Диагноз врожденного порока сердца (двустворчатый аортальный клапан вместо трехстворчатого) ей выставили еще в детстве, и до поры до времени он совсем не мешал ей жить. «Мне было два года, когда я заболела, и нам говорили, что обязательно будет нужна операция, - вспоминает Евгения. - Конечно, бегать было нельзя и поднимать тяжести, но в остальном росла обычным ребенком. В 2014 году встала на учет уже у взрослого кардиолога и наблюдалась в кардиоцентре. В этом году случилось ухудшение: болел маленький ребенок, много приходилось лежать в больницах, носить его на руках, волнение и стресс сказались негативно, поэтому при очередном исследовании врачи стали настаивать на операции». Обычным способом она оставила бы в буквальном смысле большой след на теле молодой женщины и мамы, а мини-доступ и мастерство кардиохирургов позволили решить проблемы щадяще.

«Мы выполнили пациентке реконструкцию аортального клапана и протезирование аорты клапансодержащим кондуитом через мини-доступ, - говорит оперировавший Евгению сердечно-сосудистый хирург, заведующий КХО №2 ФЦССХ (Челябинск) Владислав Аминов. - Выполняется частичная стернотомия, рассекается только верхняя часть грудины, формируется такое небольшое «окошечко» размером около 11 см. Для хирурга это более трудоемкий и тревожный способ, потому что операционное поле очень маленькое, и в этом случае сердце и аорту целиком не видно. А для пациента этот способ благоприятнее: сохраняется каркасность грудиной клетки, нет риска, что грудина не срастется, быстрее происходит восстановление, меньше операционная рана и болевой синдром, косметический эффект лучше».

Сейчас Евгения чувствует себя хорошо, но ей предстоит период реабилитации дома. Придется беречь себя, быть аккуратнее и выходить какое-то время из дома только в сопровождении другого человека. Малышку брать на руки пока тоже будет нельзя. Но со временем жизнь войдет в прежнее русло, и ее качество вернется на привычный уровень. Вполне возможно, что в будущем в семье подумают о появлении и второго малыша. Тем более, что при операции кардиохирурги сохранили для этого большие возможности. 

Другая пациентка Владислава Аминова, Анна Шляпникова (46 лет) - из Миасса. Расслоение аорты произошло неожиданно. Боль была внезапной и острой. Лечилась амбулаторно, но врачи предупредили – нужна операция, и чем скорее, тем лучше. Хирурги почти 10 часов вели борьбу за жизнь пациентки.

Анна Александровна вспоминает: «До этого даже не знала, что у меня сердце есть. Никогда его не чувствовала, не болело, ничего. Банально все случилось - в огороде полола морковку. Почувствовала сильный удар, как по щелчку – ба-бах. Постаралась успокоиться, выпила таблетки, какие были дома, но боль не проходила. Стала задыхаться, с каждым днем всё труднее и труднее дышать. Спала сидя. Появились страшные отеки на ногах, мышцы болели – ходить уже не могла. Меня положили в больницу, сделали обследование, все анализы. Сказали – квот нет, но ваш случай рассмотрим в индивидуальном порядке. Мне и диагноз точный не говорили: ну аорта и аорта, а что с ней – не знала. Готовилась к операции, соблюдала диету, гуляла. Владислав Вадимович мне рассказывает всё, а я, простой человек, не понимаю. Благодарна Аминову, что он взялся за меня и сделал операцию. Потом мне сказали, что я попала в число счастливчиков, раз пережила острый период. Разницу сразу заметила: я хожу, я сплю, думаю, стала восстанавливаться память, и дальше всё будет еще лучше. У меня теперь есть второй день рождения и большие планы на жизнь».

Сначала во время операции тело охладили до 28 градусов, чтобы уменьшить метаболические потребности внутренних органов и защитить головной мозг от гибели с помощью специальных канюлей. Затем выполнили протезирование аорты, а потом согрели организм до нужной температуры. Процесс этот должен происходить плавно, чтобы не вызвать осложнений в виде массированного кровотечения, например. Все вмешательство поэтому длилось порядка десяти часов.

Аорта – самый главный и самый крупный непарный артериальный сосуд большого круга кровообращения. Она имеет три отдела: восходящую часть аорты, дугу аорты и нисходящую часть аорты, которая, в свою очередь, делится на грудную и брюшную части. Расслоение аорты (расслаивающая аневризма аорты) приводит к тому, что кровь затекает между слоями стенок аорты. Как только она прорывает все три слоя, то происходит стремительная и массивная кровопотеря. В более чем 95% случаев это приводит к смерти, даже если вовремя начато правильно лечение.

«Расслоение аорты – многофакторная патология, которая чаще всего возникает на фоне гипертонических кризов, когда человек не следит за своим артериальным давлением, и во время очередного криза происходит расслоение аорты, - отмечает Владислав Вадимович. - Бывают и врожденные аномалии, например, генетические особенности соединительной ткани, которые сопровождаются нарушением гистологической структуры стенки аорты, когда она становиться слабой, тонкой, склонной к повреждениям. Но суть одна - ударная волна крови в результате сокращений сердца заходит между слоями стенок сосуда, истончает их, и в любой момент может лопнуть». Другая опасность – закупоривание ветвей аорты (артерий) расслоившимися частями аорты, и возникает: инсульт, если это сосуды головного мозга, ишемия нижних конечностей, сильнейшие боли и потеря их; необратимые повреждения и в других внутренних органах – некроз кишечника, печени или почек.

Благодаря мастерству сердечно-сосудистых хирургов Федерального кардиоцентра обе женщины получили шанс на длинную и счастливую жизнь вместе со своими близкими. Федеральное финансирование с помощью квот на ВМП позволило выполнить такие операции еще 18 пациентам. Каждая квота обходится федеральному бюджету почти в два с половиной миллиона рублей, а пациенту дается бесплатно. Сами операции очень технологичны и сложны в исполнении, поэтому такие квоты получили только те Центры, которые владеют методиками проведения хирургического вмешательства на высоком уровне. И Челябинский ФЦССХ – в их числе.

Новость в СМИ: